Гость, скорее торопись, на Сказитель подпишись!

Рецепты поэтического творчества

Поэт это тот, кто может поселиться в слове, звуке, цвете, чтобы слово в стихотворении зазвучало и окрасилось, создав особую словесную завершенность. Поэт - это гений текущего момента или провидец. Стихи - это способ концентрировать мысли.

Василий Кудрявцев

Желание увидеть готовое творение,  торопит, и степень совершенства созданного часто не удовлетворяет творца. Трещинка в камне, которую строитель увидит только в готовой стене, след скребка художника, обнаруженный только, когда картина окажется на выставке, звуки музыкального произведения, не соответствующие характерной индивидуальности композитора.

Поэты тоже не избегают общей участи, поэтому я начну с покаянных стихов, которые в равной степени могут быть отнесены  к любому творчеству.

Простите мне несовершенство

Всегда спешил, лишь успевая
Идею строчкой закрепить,
И жизнь не ждет нас призывая,
А так стиха не отточить.

Простите мне, где за размытость,
А где за серость и порыв
Я не узнал понятье сытость.
Но и не жил обиды скрыв.

Кухня поэта

Мои рецепты поэтического творчества, это не супермаркет со стеллажами и полками, на которых товары разложены в логическом порядке и где создается видимость полноты и законченности потребительской картины и возможности воспроизвести подобный торговый комплекс. Но тот, кто ходит постоянно в один и тот же супермаркет может вдруг обнаружить, что какие-то таинственные силы передвигают товары. И на месте где был сахар, вы вдруг обнаружите перец. Вы увидите, что какая-то женщина взяла сразу два пакета перца, и вы тоже зачем-то можете положить ненужный вам в данный момент перец в свою товарную тележку.

Делаются эти передвижения для управления спросом. Вашими осознанными и подражательными действиями. Целью этих действий является коммерческая заинтересованность продавца.

В нашей лавке такой заинтересованности нет. Многое из того, что вы здесь найдете, будет на грани интуиции и всего лишь личным опытом автора рецептов. По сути, я вместе с вами ищу ответы на вопрос, что же такое стихотворение и как его сочинить.

Рецепты поэтического творчества

Что же такое стихотворение?

Это такое сочетание слов, которое собирает слова одной и более строк в законченные смыслы. Делается это минимальными средствами. Отсюда крылатое: "Слова из песни не выкинешь". Да, скорее всего, будет утрачен смысл.

Известен стиль, который называется телеграммным. При составлении телеграмм автор отказывается от языковой избыточности. Смысл остается, но красочность, сочность, яркость фразы утрачивается. В стихотворении эти качества достигаются естественной полнотой строки и за счет рифмы, которая приводит к  усилению каждой из рифмующихся строк.

Стихи в одну строку

Некоторым трудно смириться с мыслью, что одну строку можно рассматривать как самостоятельное стихотворение. Давайте воспользуемся классикой: "Я помню чудное мгновенье..."  Все. Можно остановиться и размышлять, предаваться воспоминаниям, переполняться чувствами.

Размер стихотворения

Не стану вас обременять различными хореями и ямбами тем более, что сам не чувствую себя уверенным в этой теории. Если у вас появилось желание глубоко погрузиться в разнообразие размеров стихов и различных практических способов их внутренней гармонизации, я вам советую поступить в литературный институт. Но это уже совсем другая история.

Размер строки, который измеряется количеством гласных звуков, может быть  разным. Но размер рифмующихся строк должен быть одинаковым.  Технически для этого достаточно просто сосчитать количество гласных в строках (к которым, как известно, Й не относится).

Я считаю это правило "золотым", обязательным для исполнения. И всегда следую ему. Считаю особой удачей, когда количество гласных звуков одинаково во всех четырех строках.

Если количество гласных звуков в строке больше 12, у меня появляется ощущение тяжеловесности фразы. Минимальное количество гласных звуков в строке диктуется содержательностью. Всегда надо стремиться, чтобы отдельные строки четверостишия, написанные мысленно на отдельных листках, становились стихами в одну строку.

Кажется, что такой арсенал слишком прост?

Великий бразильский футболист Гарринча был чемпионом мира. Всем кто знал о нем, был известен его знаменитый футбольный финт. Он припадал на короткую ногу (да, у чемпиона мира по футболу были ноги неодинаковой длины), совершал ложное движение и противник "проваливался",  Гарринча выходил победителем. Многие специалисты знали этот прием, вырабатывали противоядие, но финт продолжал верой и правдой служить Гарринче в течение всей его карьеры.

Нужна простота. Она придает особое изящество стихотворению, делает его понятным и запоминающимся. И, если это ВАША ЛИЧНАЯ простота, то она тоже может прослужить  вам всю жизнь.

Следует избегать подражания. Всегда. Известно хлесткое высказывание по этому поводу В.В. Маяковского: "Не делайте под Маяковского, делайте под себя".

Ищите себя

Известно, что у состоявшегося художника своя манера письма, а у композитора определенный жизненный лейтмотив. По этим признакам определяется "узнаваемость"  авторов.

Также обстоят  дела и у поэтов. Тоже появляется авторская манера и пристрастия в смысле формы и сюжетов. Хотя сюжеты - это тема особая.

Сюжеты

Число сюжетов бесконечно. Правда и тут у авторов со временем наблюдается определенное творческое пристрастие. Объясняется оно, наверное, особым внутренним знанием предмета.

Хорошо известен призыв: "А теперь перейдем от слов к делу".

Призыв к поэтическому творчеству звучит ровно наоборт: " А теперь перейдем от дела  к словам"

И вот тут оказывается, что одаренные мастера своего дела: краснодеревщики и кузнецы, музыканты и художники, лесники и табунщики являются скрытыми поэтами. И какой-то части из них, способных в себя поверить, достаточно попытаться описать словами свое ремесло. И никто лучше кузнеца не расскажет про огонь.

А еще это может быть результатом удивительной одаренности, умения человека не только смотреть, но и видеть, не только слышать, но и "обращаться в слух" и погружаться в таинственный смысл хранимый словами (переселяться в слово).

С первых шагов в поэтическом творчестве вырабатываются пристрастия. Лирика, гражданские стихи, песни...

Резко ли они различаются? Стихотворные нормы одни. Формируются  тематические пристрастия. Лирика - это запреты и обращение к прекрасному: "Не обещайте деве юной любови вечной на земле..." и, например, "Белой акации гроздья душистые (пушистые)..." У автора - душистые. Но ведь хорошо и "пушистые". В обоих случаях возникают воспоминания картины цветущей акации. Задействуются дополнительно у автора - обоняние, а у нас с вами - зрение и осязание.

Гражданские стихи это призывы. Например: "Смело, товарищи, в ногу ..."

Рифмы

Рифмам можно посвятить тома трудов, пытаясь приблизиться к тайне их возникновения. В своих стихах я обычно пользовался упрощенными рифмами (созвучие последних слов в строках и особое созвучие строки в целом). Рифмуются две соседние строки или осуществляется рифмование через строку. Обычно более яркая и "сложная" (а, значит, желанная) рифма - когда рифмуются существительные. Однако рифмование глаголов может создать строки тоже очень яркие и выразительные.

Название стихотворения

Мой творческий стиль это четверостишие. И все-таки, несмотря на то, что четыре строки можно охватить единым взглядом я считаю, что нужен заголовок. Это может быть какое-то слово, которое можно назвать ключевым (смысловым)  из самого стихотворения или оно будет привлеченным и выступит в роли завлекающего к стихотворению маяка. Может это быть строка из самого стихотворения и строка независимая - пятая. Пятую строку можно рассматривать, как произведение в одну строку. В данном случае она призвана усилить стихотворение, расширить его размеры.

Поэт - это гений текущего момента или провидец

Гениями-провидцами были Пушкин и Лермонотов. Их произведения не только актуальны сегодня, но и, возможно, "заглядывают" на века вперед.

Пример гения текущего момента  -  Николай Некрасов. Он был прекрасным поэтом и удивительно, сказочно удачливым игроком в карты. Он даже разработал свою теорию выигрыша, и она оказалась действенной. Но многие убеждались, что она хороша была только для него. Карточные выигрыши были настолько огромны, что Некрасов тратил значительные средства на поддержание возрожденнного им Пушкинского литературного журнала. Кроме того у него дома был комод в ящиках которого хранились деньги. Каждый, кто был вхож в его дом и нуждался, мог взять из этих ящиков любую сумму денег. Думаю, что не все возвращали взятое взаймы. Да этого, по всей видимости, и не ждал владелец денег. Сам поэт жил на широкую ногу. Он гениально вел издательские дела и решал проблемы людей, которые оказывались в затруднительном положении.

А вот гениальный писатель Федор Достоевский тоже был страстным игроком, но эта болезнь много раз оставляла его без  средств к существованию. Богатым он был только в словах. Явился ли он провидцем? Великим!

Наверняка гениями текущего момента являются мастера своего дела, которые, смею предположить, просто не раскрыли своего поэтического дара. Потому, что такой талант сродни свободному изливанию слов в виде стихов.

Надо только отключить своего внутреннего цензора, который нашептывает, что поэты это какие-то особые люди. Нет, поэтический дар неразрывно связан с самой жизнью.

"Если стихи не лечат, то это не поэзия"

В баснях (лечащих мораль), как известно, явно есть жизненная подсказка.

Призывы и запреты, которые есть в лирических, гражданских стихах – это и есть своеобразные лекарства, оказывающие лечебное воздействие на слушающего или читающего стихотворение.

А вот, что рассказал поэт Игорь Губерман:

"После выступления ко мне подошла женщина со словами благодарности и рассказала мне следующее:

Я остановилась в одноместном номере гостиницы. Одна. Город чужой. Настроение отвратительное. Мысли разбегаются. Накатило одиночество. Я почувствовала себя очень плохо. И тут мое внимание привлек сборник Ваших стихов. Я открыла его, прочла один "гарик" (четверосишие), потом другой и всю ночь читала и перечитывала. На утро я ощутила, что кризис миновал. С тех пор остался маленький шрам, который не болит. ВЫ СПАСЛИ МНЕ ЖИЗНЬ.

Признаюсь, меня это удивило".

Решившись попробовать себя в стихах, цените в них первородность. Не начинайте кромсать стихи, добиваясь совершенства (размера и рифмы). Нередко попытки улучшить стихотворение приводят к тому, что утрачивается их душевность, которая может быть "выпалена" иногда одним духом, а долгие попытки могут привести к тому, что вы сами отправите неудавшееся стихотворение в корзину.

Писание стихов это страсть. Это зависимость. Но как она бывает приятна, когда вдруг рождается что-то яркое, осмысленное, неожиданное. Вы сами не подозревали то, о чем вдруг сказали при попытке создать стихотворение.

Эта страсть навсегда. И тот кто хочет ее испытать должен дерзнуть и превратить попытки в потребность. Естественную. Как желание пить.

Когда-то я утверждал: "Мы все - поэты". И я от этого утверждения не отказываюсь. Надеюсь, что желание писать стихи будет сопровождать вас всю жизнь.


Ozon.ru - Книги | Книга моих стихов | Маша Лукашкина | | МИФ. Детство | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-00057-379-2Ozon.ru - Книги | Книга моих стихов | Маша Лукашкина | | МИФ. Детство | Купить книги: интернет-магазин / ISBN 978-5-00057-379-2

Поделиться

Найти

Сказитель в соцсетях

* обязательное поле