Гость, скорее торопись, на Сказитель подпишись!

Как сочинить слова к песне?

Василий Кудрявцев пишет стихи уже более полувека. Есть среди них и музыкальные.  А что значит написать слова к песни?  Чем они отличаются от обычных стихов, и в каком жанре писать? Читайте ответы в интервью.

- Василий Николаевич, я знаю, вы сочиняли стихи для песен. Расскажите об этом опыте. Чем отличаются стихи для песен от обычных стихов?"

Стихи для песен ничем не отличаются от просто стихов. Разница может заключаться лишь в том, что в стихах есть знаки препинания. Например, прямая речь, которая в песне явно "не видна", или многоточие, тире. Как их спеть?

Кроме того четверостишия, которые "звучат" в просто стихах могут сделать текст песни излишне "дробленым". Дробление с помощью припева, который является лейтмотивом песни и служит для усиления запева. Нужно развить тему, чтобы потом её усилить припевом и переходить к продолжению.

В песне (не только в припеве) нормальным приёмом является повторение строк. Часто пары строк. Кроме того стихи для песен должны быть "прозрачней" для слушателя. Без философских утяжелений. Как можно проще звучать, а это труднее чем громоздить.

Когда я писал текст песни «Как ты мне дорога, Молдова», я "слышал" прекрасных молдавских скрипачей, молдавские народные мелодии. А их я слушал полвека. В любых стихах нужно быть "в теме" (сколько раз я чокался добрым молдавским вином). Правда, знаменитая песня, где есть слова "горная лаванда" имеет неточность. В этом признался автор текста. "Горной" лаванды в природе нет.[/box]

Как ты мне дорога, Молдова

В её таинственных дубравах
Когда-то жили гайдуки
И защищали в жизни слабых.
Как эти годы далеки.
Она холмами вся покрыта,
На них всегда паслись стада,
И точно Богом не забыта
Гостеприимная всегда.

Припев

Ну, что взгрустнули молдаване
Созрело чудное вино.
Как оно светится в стакане,
Как мы не чокались давно.

Народ готовый на улыбки
Всегда станцует и споёт.
Ах, как звучат в Молдове скрипки,   
Душой отправившись в полёт.
Ах, как звучат в Молдове скрипки
Душой отправившись в полёт.
А за речными поворотами
Сады, леса - всё отчий дом
С такими дивными красотами,
Что даже верится с трудом.

Припев

Ну, что взгрустнули молдаване
Созрело чудное вино
Как оно светится в стакане,
Как мы не чокались давно

Мы здесь когда-то родились,
Или приехали влюбляться.
И тут познали неба высь,
И научились улыбаться.
Теперь судьба нас развела,
Ты позови и мы приедем.
Мы бросим все свои дела,
Мы там тобою часто бредим.

Припев

Ну, что взгрустнули молдаване
Созрело чудное вино
Как оно светится в стакане,
Как мы не чокались давно
Как оно светится в стакане,
Как мы не чокались давно.

Весна - такая разная

- Что первично: текст или музыка?"

Когда у меня появляется желание написать песню, я чувствую мотив. Начиная с первой, откуда-то выплывшей строки, во мне звучит мелодия, которая подхлёстывает появление следующей строки стиха. В то же время та же мелодия не пускает чуждую ей строку. Потом вдруг выплывает четверостишие, которое мною ощущается как припев. В нём какой-то другой мотив - музыкальный и какой-то подытоживающий смысл слов.

Что раньше возникает: музыка или слова сказать трудно. Скорее они возникают вместе. Просто стихотворение хочется напевать, чего не бывает с обычным стихом. В этом, кстати, кроется сложность обычного стиха, который должен звучать, а я пишу их втихомолку, а потом, когда вдруг кому-то читаю, слышу не созвучия. Это недостаток многих стихов, которые пишутся "в стол" - прочтёшь вслух, а оно как бы и не твоё.

- Что можно посоветовать человеку, который исполняет чужие песни, а хотел бы написать свою?

"Чужое" оно и есть "чужое". Почему хочется написать своё? Потому что. Среди людей поющих непрофессионально, а именно в этом качестве я пребываю, есть люди, которые помнят много песен. И музыку и слова. Я к таким не отношусь. У меня возникает настроение, и я начинаю мурлыкать какую-то словесную фразу и постепенно импровизировать. Сочиняя свои слова и свою музыку, музыку я, к сожалению, забываю. У меня была мысль разжиться диктофоном, но она не реализовалась.

Моя невестка окончила композиторский факультет университета. У неё есть профессиональные современные средства: музыкальный инструмент, игра на котором может быть записана компьютером в виде нот, звукозаписывающая техника. Так вот совет: если бы я писал песни, то лейтмотивы их я бы предлагал музыкантам аранжировщикам.

Из уст самого Юрия Лозы слышал, что он текст своего знаменитого "Плота" переписывал целый год, гармонизирую слова и музыку. Я в редчайших случаях переписываю свои стихи. Меня всё время, что-то гонит: "Дальше".

Предлагаю вам небольшую тренировку. Вот стихи, к ним нужно сочинить припев

Бывает, не нужны слова

Вы ничего не говорили,
И я тогда в ответ молчал.
Свою любовь мне подарили,
И я любить Вас обещал.

Я помню лишь глаза и жесты,
В них было много обещанья.
И были робкие протесты,
Порыв, восторг и тень страданья.

И всё осталось. Годы, годы,
О, как они коварно мчатся.
Труды, различные невзгоды,
А чувствам не дано стираться.

Брильянт любви - подарок свыше.
Ему сверкать из века в век.
Моя любовь меня услышит,
Она мой главный человек.

Это  пример почти готового романса. Можно использовать слова из названия,  которые прозвучат  припевом.  Вот мой вариант:

Припев

Бывает, не нужны слова,
Их выразительность случайна.
Любовь одна всегда права,
Её цена необычайна.

 

Вот попробовала свой припев сочинить:

Бывает, не нужны слова,
Порой хватает взгляда,
Чтоб закружилась голова,
Но говорить о том не надо.

 

...Порой хватает взгляда - очень понравилось
Чтоб закружилась голова - чуть меньше
Но говорить о том не надо - не очень

В целом, если предположить, что романс "запущен в производство", то Ваш Припев принимается. Если у читателей есть свои варианты, пусть оставят их в комментариях, я их обязательно прочту и отвечу.

- Поговорим о жанрах. Какой ваш: баллада, романс, популярная песня?

"Популярная песня" сразу отбрасываем - это не жанр, это - "попадание". Что касается баллады, романса, маршевой песни, то, думаю, здесь всё происходит органично: рождается мелодия, и вам хочется под неё маршировать. Едва ли у вас романтическое настроение, тут не до стихотворного романса.

ХОРОШИЕ СТИХИ можно исполнить в любом музыкальном ключе. Музыка может очень сильно преобразить стихотворение, а слова всё равно будут конкретизировать музыку. Ведь пытаются музыковеды обнаруживать в музыкальной пьесе определенные смыслы: шум леса, страдания, восторг и рассказывают слушателем о музыке словами. Так же дегустаторы, например, виноградного вина обнаруживаю во вкусах фрукты и цветы. Слушатель и его состояние тоже немаловажны. Поэтому романсы на пляже звучат не очень убедительно.

- А как насчет шансона?

Я, возможно, и мог бы "выдавить" из себя "дворовую" песню, но глубинного желания у меня нет. Достаточно много лет тому назад я наткнулся в интернете на призыв присылать на конкурс слова трёх аккордовой песни. И повёлся на предложение. Сочинил. Получил очень добрый ответ редактора, женщины: «Стихи мне Ваши понравились, но это не Ваша область (мало бульварщины, много вкуса и связности. Нужно сбивчивое мычание с дешёвым елеем)». Тон был отеческий. С тех пор я подобных попыток не предпринимал.

- Есть ли опыт сочинения бардовской песни?

Вместо ответа лучше я предложу написанное сегодня утром:

Дуб вековой

На родине моей есть старый дуб.
Он знал мои тогдашние печали,
Он был наперсник мой и общий клуб,
В обнимку с ним мы уплывали в дали.

Он в прошлое и мог мне рассказать,
Как здесь, под сенью собирались люди.
Они умели сказочно мечтать,
Каким прекрасным будущее будет.

Он говорил: «Ну, что же ты молчишь?
Не говоришь о празднике всеобщем,
Ты правдою меня не огорчишь,
По жизни мы всегда немного ропщем.

Давно ты не приходишь на свиданье.
Я знаю, ты живёшь в чужом краю,
Я помню наше грустное прощанье,
Я буду помнить преданность твою».

Мой дуб, такая дружба навсегда.
Тебя мне не хватает в этой дали,
Нас разлучила общая беда.
Здесь, как и всюду, есть свои печали.

Я представляю, как в твоей тени
Сидит мальчишка добрый и наивный.
До счастья вычисляет свои дни:
Полёт мечты стремительный и дивный.

Я не прощаюсь, я с надеждой жду
Настанет день. Быть может, в жизни этой
Я снова обнимать тебя приду,
Прости меня, никчёмного поэта.

- Как начинающему поэту найти себя, свой стиль и жанр?

На такой глубокомысленный вопрос снова отвечу экспромтом:

Привычка

Нам вдоха мало, делаем второй...
И жизнь нам видится такой прекрасной,
И это нам даёт такой настрой,
Что наша смерть нам кажется ужасной.

Что наша жизнь? Весёлая игра?
Задумка неизвестного поэта?
Не говорят при жизни нам: "Пора"
Ну, разве только заслужили это.

Жизнь - это странная привычка,
И от неё так трудно отказаться.
Нам в вечность не дана отмычка,
Чтоб жизни бесконечно продолжаться.

Нам не раскрыть ни смысла и ни стиля,
А просто жить, вдыхая ароматы.
Всё дорого: минута, слово, миля
Рассветы, ожидания, закаты.

Поделиться

Найти

Сказитель в соцсетях

* обязательное поле