Гость, скорее торопись, на Сказитель подпишись!

От созерцания к обретению. Советы Натальи Александровны Базановой – учителя и просто мамы

Работы, выполненные учениками, напоминают Вам, уважаемый созерцатель, что кроме компьютеров и сверхскоростей есть высокая красота жизни человека в гармонии с миром природы, и что это-то и есть необходимая и настоящая основа для бытия на Земле. Не стоит ли Вам сделать шаг от созерцания к обретению?

Н. А. Базанова

Наталья Александровна Базанова – много лет посвятила обучению детей декоративно-прикладному творчеству. Сначала она работала в детском клубе, потом учителем по труду в школе № 11 города Коврова.

Сейчас Наталья Александровна на заслуженном отдыхе. Ее ученицы выросли, и многие из них уже стали мамами. Но до сих пор они с теплотой вспоминают свою учительницу, открывшую для них удивительный мир красоты, которую человек создает своими руками. Нужно только захотеть, а научиться можно всему.

В подтверждение тому история, которую мне рассказала Наталья Александровна:

Рукоделием занималась, сколько себя помню. Мама научила вязать. В восьмом классе я сама связала себе костюм. Говоря о детстве, я всегда вспоминаю своего отца. Он был разносторонним человеком, мог ответить на вопрос из любой области, прекрасно разбирался в искусстве и литературе, хотя сам был военным, служил в КГБ. Если благодаря маме я полюбила творчество, то у отца я научилась выдержке, умению сдерживать себя и никогда не повышать голос на детей.

После школы я поступила во Владимирский Политехнический Институт и закончила его по специальности инженер-преподаватель. По направлению попала в ГПТУ № 1. Преподавала там один год, затем работала на разных предприятиях уже в качестве инженера. У меня родилась дочь Марина, а с появлением второго ребенка – Светланы в моей судьбе произошли серьезные перемены. Мы переехали на новую квартиру в другом районе. В доме, где она находилась, был детский клуб «Красная гвоздика». И я подумала, если бы меня взяли на работу в клуб, я бы смогла больше времени уделять дочкам. Не сразу, но меня все-таки приняли в «Красную гвоздику», и я стала руководителем студии декоративно-прикладного творчества.

Воодушевление. У меня была семья, дети, а теперь появилась еще и любимая работа. Хотя трудностей было немало. В частности, как научиться самой какому-нибудь рукоделию, чтобы потом обучать детей? Восьмидесятые годы прошлого столетия – об интернете даже и разговора не было, два канала по телевидению. Я выписывала журналы: «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина», «Наука и жизнь» и по крупицам собирала знания и идеи. Часто ходила в библиотеку, в читальный зал. Искала и находила, что-то новое.

Однажды по телевизору шел сюжет о мастере, который делал картины из соломки. Я подошла к экрану, когда передача уже заканчивалась, но увиденного было достаточно, чтобы соломка очаровала меня навсегда. Бросилась к телефону и стала звонить в Москву на телевидение. Меня перенаправляли то по одному номеру, то по другому, пока я не получила нужную мне информацию. Мастер, о котором показывали сюжет, жил во Владимире. Там я и нашла его. Мастера звали Дмитрий Иванович Беззаботнов.

Стала просить его обучить искусству, но получила отказ. Поехала во второй раз, объяснила, что не собираюсь делать картины на заказ, а хочу лишь проводить занятия с детьми. Показала Дмитрию Ивановичу все документы, грамоты, полученные клубом за участие в различных выставках. Сердце старика немного смягчилось, и он согласился дать мне три урока, но запросил очень высокую цену, она была равна заработку за целый месяц. Вернулась домой, но муж сказал: «Хочешь – поезжай, учись. Выкрутимся как-нибудь с деньгами», и я снова поехала во Владимир.

С тех пор соломка надолго вошла в жизнь нашей семьи. Каждое лето мы заготавливали ее в больших количествах, чтобы потом предоставить детям готовый материал, из которого они выкладывали картины.

Кстати, с материалом для творчества всегда были трудности. Что-то, как например соломку, собирали своими силами, а во время работы в «Красной гвоздике» нас поддерживал детский клуб «Дегтяревец». Ездили в командировки в Минск, закупали все необходимое и отправляли почтой посылки в Ковров. В то время дети не только занимались бесплатно, но еще и получали в клубе материал для творчества.

Ученики не просто осваивали тот или иной вид декоративно-прикладного искусства, их работы участвовали в выставках, которые проходили и в Коврове, и во Владимире. Сколько было грамот, дипломов, побед!

Для заинтересованности одних наград недостаточно, всегда нужно двигаться дальше. Приходилось снова учиться самой. Вспоминается такой случай. В нашей стране впервые появился журнал мод «Бурда». Купить его было невозможно, а так хотелось. Узнала, что в Москве на ВДНХ издательство «Бурда» проводит курсы, по окончании которых, предоставляется возможность приобрести журнал. Конечно же, я поехала!

А в 1994 году, в это время я уже год работала в школе преподавателем трудового обучения, записалась на I Международные курсы по лоскутному шитью. Занятия проходили в Суздале, и вели их четыре американки. Целую неделю я жила там и училась, а в Ковров вернулась с американскими подарками. Это были инструменты для творчества, о которых мы могли в то время только мечтать. С какой радостью я показала их своим ученицам в школе, научила ими пользоваться.

Были и другие курсы. В Москве обучалась объемной вышивке по трикотажу и машинному вязанию. Последнему виду творчества я верна до сих пор. Машинное вязание я изучала на двухгодичных курсах, первый год учились вязать, а второй изучали теорию моделирования. Из города вместе со мной занималось еще несколько человек. Мы до сих пор общаемся, проводим дружеские встречи, на которых рассказываем о своих творческих успехах.

История Натальи Александровны подтверждает, что нет границ для творчества, кто стремится, тот всегда достигает цели. Преодолеть можно любые затруднения. Так для выкладывания соломки нужны были эскизы. Наталья Александровна уточнила, что рисует она не очень хорошо, поэтому за узорами обратилась к книгам. И вот в приложении к журналу «Нива», изданного в 1890-х годах, она увидела то, что искала. Это были эскизы узоров для вышивки, и были они необыкновенной красоты. И вот по этим узорам школьницы выкладывали соломку. Наталья Александровна бережно хранит фотографию, на ней ее ученицы стоят в классе на фоне панно из соломки, которое они сделали своими руками.

Я спросила свою собеседницу про дочерей. Марина и Света выросли не только рукодельницами, но еще и отличницами. Обе имеют по два высших образования, и каждая является хозяйкой собственного бизнеса. Каждая в своем городе открыла детскую студию раннего развития. У Светланы она находится в Коврове и называется – Студия раннего развития Монтессория. Наталья Александровна помогает дочерям в их работе, изготавливает инвентарь для занятий с детьми.

- Каждая мать хочет, чтобы ее ребенок хорошо учился и стал успешным человеком. Что для этого нужно делать?

Отвечая на этот вопрос, Наталья Александровна прочитала сочинение, которое написала ее дочь, когда училась в школе. Тема работы: «Мой идеал». Смысл услышанного мной заключается в следующей фразе: «Каждая мама должна быть идеалом для своих детей». Это действительно так.

А еще Наталья Александровна рассказала, что была всегда вместе с детьми. Пошли в первый класс – вместе делали уроки, не давался английский – учила его с дочками, сложный проект – обсуждали вместе.  И так всегда. Тепло вспоминает Наталья Александровна одну семейную традицию. С девочками она часто ездила во Владимир, выбирать и закупать наборы для вышивки. После  магазинов они заходили в кафе. Сейчас этого кафе уже нет, но в доме на видном месте висят вышитые картины. Уютно и тепло от них.

Модели Базановой Н.А.

Поделиться

Сказитель в соцсетях

* обязательное поле

Найти